Оригами № 2, 1996

 

 

 

Оригами для педагогов

Оригами и фольклор

На вопросы журнала отвечает филолог-русист, преподаватель

этнографии и оригами в д/с № 15 Красногвардейского р-на С.-Петербурга

Людмила ЛЕЖНЁВА

 

 

- Вы окончили в  1992 году кафедру русской литературы Петербургского университета и сейчас работаете с малышами. Какова цель ваших занятий?

*      Я стремлюсь развить устную речь ребёнка, сделать её красивой, грамотной, научить ребят свободному общению.

На своих занятиях вы используете приёмы оригами. Как это происходит?

Мы изучаем русские обряды и сказки, поём, играем, сочиняем истории, знакомимся с персонажами русского фольклора. Фигурки, выполненные в технике оригами, дополняют эти занятия, иллюстрируют их. Часто, например, та или иная фигурка сочетается с загадкой, стихами, прибауткой.

 

 

*      Прибаутка! Что это такое?

*      Прибаутка похожа на маленькую сказку в стихах. В ней изображается какое-либо событие, действие.

Например:

                Лиса по лесу ходила,

                Лиса голосом вопила,

                Лиса лычки драла,

                     Лиса лапотки плела.

Если фигурка нетрудная, можно попытаться сложить её вместе с ребятами. В процессе работы они и песенку выучат, и фигурку освоят!

Вот и другие примеры прибауток, которые можно найти в сборнике "Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.1 Младенчество. Детство" (составитель В. Аникин и др. М.: "Художественная литература", 1991).

Синичка, синичка,                      Зайчишка - трусишка

Воробью сестричка.                  По полю бежал,

Воробей - воришка                     В огород забежал,

Залез в амбарчишко -                Морковку нашёл, -

Клевать просо своим носом.     Сидит, грызёт,

Ай, кто-то идёт!

Такие прибаутки тоже можно проиллюстрировать оригамскими фигурками!

У нас есть целый оригамский театр. На рейках висит занавес, сплетённый в технике макраме. В него мы вставляем различные персонажи фольклора, сложен­ные из бумаги.

*     Их складывают сами ребята?

*     Да, если им уже 5-6 лет.

*     С ребятами какого возраста вы начинаете свои занятия?

*     Начинать работать можно с трёхлетками. Маленькие ребята иногда боятся листа бумаги - страшно взять его в руки, сделать с ним что-то. На первых уроках с трёхлетними детьми мы знакомимся со свойствами бумаги как материала. Навыки работы подаются в сказочной форме.

Например, я рассказываю такую немудрёную сказку: "Жил-был квадратик бумаги. Пошёл он погулять и видит - лужа! Подошёл поближе и вдруг - бух! - упал в неё. Вот беда! Давайте посмотрим, что с ним случилось и спасём квадратик! Кто же придёт нам помогать спасать его? Может быть, Лисичка?". Во время рассказа на пол ставится тазик с водой, квадратик падает в "лужу". Появляется фигурка Лисички, вместе с ней ребята "спасают" квадрат - вытаскивают его, мокрого, вешают сушить...

Нередко маленькие дети не умеют правильно формировать линию сгиба - пришлёпывают, а не разглаживают складку. Оказывается, таким простым и очевидным для взрослого приёмам тоже надо учиться! В трёхлетнем возрасте даже точно соединить два противоположных уголка квадрата бывает непросто. Поэтому мы начинаем занятия с самых простых действий. Например, складываем Платочек (согнутый по диагонали квадрат). Потом раскрашиваем и дарим его Зайчихе.

*     В классическом оригами не принято красить изделия. Вы это делаете. Почему?

*     От полученной фигурки ребёнку должно быть радостно! Именно тогда у него возникает желание заниматься дальше, продолжать занятия дома.

Чистота метода не должна заслонять цель. В начале своей педагогической практики я делала упор на знакомство с различными базовыми формами. Теперь я понимаю, что это не главное. Ребёнок должен получать радость от занятий, радость от того, то у него всё получилось. После раскрашивания каждая фигурка приобре­тает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка оживает. На занятиях дети начинают играть со своими раскрашенными изделиями. Начинаются диалоги фигурок: "Здравствуй! Давай дружить! Что мы будем делать?". Ребята проговаривают эти реплики, они вступают в языковое общение друг с другом и со своими работами. Значит, моя цель, как педагога-русиста, на данном этапе выполнена. Мне остаётся только немного поправлять их речь, подсказывать обороты и исправлять ошибки.

 

 

 

⇨: Оригамские сказки

⇦: Наш читатель

⇧ (Оглавление № 2)